Всё к лучшему в этом лучшем из миров!
Премьера "Страсти по Тилю". Новые роли Дмитрия Якубовича

Обычно я не "готовлюсь" к просмотру неизвестного мне спектакля, не стараюсь что-то прочитать, что-то посмотреть, так интересней, идёшь смотреть "с чистого листа", зная о произведении лишь со слов создателей. В этот раз решила в ожидании премьеры "Страсти по Тилю" почитать первоисточники, очень хотелось оригинал, но увы... французский мне не по зубам, хотя мой любимый книжный ресурс вообще предлагает роман на датском. (: Надо сказать, что роман де Костера первые страниц 60 навевал на меня жуткую тоску... Тиль вначале больше раздражал, чем развлекал, я уж молчу про то, что восхищаться в нём было фактически нечем, хотя очень понравился момент, когда он встретился всё-таки с Папой Римским, в остальном бездельник (хотя любое дело у него в руках спорится), бабник (гормоны свои пристраивал на каждом шагу, хотя любит вроде как одну-единственную) и дармоед... При этом очень раздражали частые повторения слов да и язык не особенно впечатляет. Но, может, это и к лучшему, что на прогон спектакля я шла, ещё не зная, чем заканчивается история.

Мюзикл. Первый прогон проходил при одном и том же освещении, но при этом... действо просто ворвалось в сознание! Уже тогда я поняла, что никакая книга не сравнится с тем, что будет происходить на сцене, и я уже чувствовала, что это будет нечто, что обязательно западёт в душу.
Вообще, думая об инквизиции, кострах, войне, мне как-то сложно было представить, каким образом мюзикл превратиться в шутовской, но после просмотра поняла, что и впрямь нет ничего невозможного. Смеялись от души. Тут и смех, и слёзы сплетаются в такой тесный клубок, что одно часто идёт за другим, так что даже опомниться не успеваешь, как захватывает дух от смены эмоций.
Второй прогон оказался ещё более волнительным, потому что теперь к эмоциям героев добавился свет... Ощущение полного погружения в действо непередаваемо.
По итогу понравилось практически всё: начиная с самого начала мюзикла, когда в полной тишине вдруг раздаётся грохот падающего стола (по-моему, отличное начало!), до трагического момента, который, тем не менее, дважды даёт надежду: после первого действия "...И да здравствует Фландрия!", после второго: "...моё время придёт".
Мюзикл мне показался даже более слаженным по сюжету, чем роман, который, кстати говоря, я всё-таки дочитала, но уже после того, как прошла премьера. Следом за ним была прочитана и пьеса Горина. Все три произведения, конечно, похожи, но по итогу они совершенно разные.
В мюзикле оказалось прекрасно всё: и музыка, которая будоражит кровь; и свет, искусно дополняющий картинку, и минимум декораций, вполне соответствующих действию.
В чём у меня, как обычно, не было сомнений, так это в необыкновенной хореографии, уж что-что, а тут разочарования точно ждать не приходилось. И по итогу особенно впечатлили массовые сцены.
Костюмы... хороши, хотя современность порой вклинивается весьма резко, но такова, видимо, была задумка.
При первом просмотре никак не могла понять, в чём же смысл такого странного, на первый взгляд, конца: Тиль воскресает? Тогда казалось это чем-то из рода фантастики. Даже озвучила сей вопрос вслух, но ответа не нашла, надеясь, что всё же найду его позже. И нашла. В какой-то степени в этом помогла книга: "Никому не удастся похоронить Уленшпигеля, дух нашей матери-Фландрии, и Неле, сердце её! - сказал Тиль. - Фландрия тоже может уснуть, но умереть она никогда не умрёт!" В конце мюзикла Тиля якобы убивают, но мёртво лишь тело, а свободный дух Фландрии, дух свободы жив, поэтому Тиль не может умереть, его попросту невозможно убить, он вечен, дух вечен!
Единственное, что мне не понравилось в мюзикле, это сцена королевы Марии и короля Филиппа, смотрится как-то... неприятно. Филиппа хотелось бы видеть несколько иным, особенно после прочтения книг. Смею надеяться, что когда-нибудь Анатолий Лагунтенков покажет нечто иное, отличное от того, что весьма привычно видеть в исполнении Дениса Немцова, который в данном конкретном случае впечатлил меня больше в массовых сценах своей удивительной плавностью движений в танцах. Однако, хочу заметить, что моему другу, который пришёл в "Территорию мюзикла" впервые, как раз король понравился, так что, возможно, всё дело в восприятии.
Раз уж я заговорила об исполнении, то вспомним и о других. Самое любимое оставим пока на "десерт". Пожалуй, больше всех меня поразила игра Екатерины Сиривли, которой досталась весьма необычная роль германского офицера Ризенкрафта, очень забавная роль, и у неё она вышла блестяще. Продолжая разговор об актрисах, занятых в спектакле, не могу не вспомнить Юлию Шпилевскую в роли жены Клааса и матери Тиля, образ, который западает в душу, мастерство завораживает. Понравилась Светлана Мациевская в роли хозяйки борделя. Нельзя обойти стороной нежный образ Неле, созданный Илоной Казакевич, которая тут же преображается в бойкую блондинку Беткен, а потом в почти неприступную брюнетку Анну. Непривычно было видеть Ангелину Подоляк, которая раньше представала в образах девушек, не отличающихся особой скромностью, а тут такая нежная, милая скромница Калликен. Ксения Хорошкевич в роли Каталины бесподобна, так вжиться в образ!
Теперь о сильной половине, занятой в мюзикле. Игорь Степуро в роли монаха хорош, ох, уж этот плаксивый голосок! Очень понравился Роман Шитько в роли генерала Люмеса, долго не могла понять, кого так до боли напоминает мне этот картавый голос... потом через пару дней после премьеры вспомнила одного героя сериала с почти таким же произношением буквы "р" и тембром голоса. Алексей Юхимец в роли принца Оранского - нечто необыкновенное, неожиданно было увидеть столь эмоциональную особу в его исполнении. Влад Солодов... единственный, пожалуй, кто очень сильно выбивается из общей массы из-за своего роста, о чём мне сказала и моя бывшая одногруппница, которая приехала в Минск на три дня и специально купила билеты на премьеру, говоря, что я её слегка раздразнила постоянными перепостами сообщений из группы "ТМ" (вот ведь как бывает, мы же не виделись с самого окончания университета в 2006 году!). Но с ростом-то ничего не сделаешь, остаётся смириться... в общем-то и палач, и особенно бригадир гёзов получились весьма правдоподобными. Александр Осипец в роли Ламме вполне привычен был, но этот срывающийся голос в конце... впечатляет! Долго не могла понять, чего же мне не хватает в образе Рыбника Иоста в исполнении Эдуарда Вайниловича, пока Ксюша не сказала о том, что слишком благородно он выглядит, а хотелось бы, чтоб он был более подленьким. Да! Но смею надеяться, что этот образ Эдуард ещё "долепит" и сделает целостным, чтоб мысли о том, что Рыбник раскаивается в своём выборе, в принципе не возникало. Этот образ всё же изначально задуман исключительно отрицательным и хотелось бы, чтоб сомнений не закрадывалось.
Дмитрий Якубович. О чём я всегда жалею на спектаклях, так это о том, что здесь в отличие от кино, за редким исключением один и тот же артист может сыграть несколько ролей в рамках одного спектакля (я не говорю о перевоплощении в пределах одной роли, как, например, происходит в "Сватовстве гусара";). Но в данном случае несказанно повезло: Дмитрию Якубовичу наконец-то досталось две роли - угольщика Клааса и его сына Тиля, что, кстати, вполне объясняется даже песенкой Тиля: "я - папин вылитый портрет". При первом просмотре некоторые сцены и интонация в голосе Дмитрия мне напоминали Остапа Бендера, особенно когда я услышала, как он произнёс: "Мы не нищие, мы - неимущие!" Даже фраза в стиле Остапа. К слову сказать, это восприятие полностью стёрлось к премьерному показу, что не может не радовать. Да, даже будучи полностью уверенной в том, кто меня ни разу не разочаровал, я немного переживала и боялась увидеть двух очень похожих друг на друга героев, хотя бы потому, что в отличие от других артистов, у Дмитрия Якубовича на себя времени было очень мало за счёт того, что приходится постоянно контролировать других (сначала хореограф, потом уже артист). Но зря! Эти герои разве что отдалённо напоминали друг о друге некоторыми похожими нотками в голосе.
Клаас. Ох уж этот парик и эта удивительная шапочка... меняют привычный образ до неузнаваемости. Единственное, о чём я жалела на премьере, это что сижу не в первых рядах, а стою у выхода... смею надеяться когда-нибудь получить полноценное удовольствие от созерцания эмоций на лицах артистов, которых с последних рядов совсем не видно (особенно если зрение, увы, не ах). Эта хромота в конце... очень правдоподобно! Момент ареста - бесподобен! Особенно, когда Клаас бросается к жене (мне кажется, я бы расплакалась, если бы не косметика на лице). Но ещё больше мне запал в память момент казни... вот это сильно! Когда осуждённый кутается в свою куртку, словно хочет отгородиться от происходящего... когда потерянным взглядом смотрит перед собой... и потом эта "Злая песня", от которой мурашки по коже, уже слушала-переслушала этот проникающий в душу с едва заметной хрипотцой голос.
Тиль. Виновник "торжества", вернее, самый главный герой мюзикла. Когда я мысленно пытаюсь представить себе кого-то на месте Дмитрия Якубовича... у меня ничего не выходит. Я не знаю другого такого артиста, столь же энергичного и подвижного. Вот это, пожалуй, было главным, что навсегда влюбило меня в артиста Дмитрия Якубовича: неуёмная энергия и, как он сам когда-то говорил, порхание по сцене. Появление Тиля на сцене - это непередаваемое словами зрелище! Он врывается вихрем в действо и продолжает с такой же быстротой передвигаться по сцене, как практически всегда, когда это возможно, с лёгкостью, почти невесомостью, и то "взлетает" наверх, то также быстро спускается вниз. "Куплеты Тиля" прекрасны не только словами, пока сам Тиль свободно болтает ногами, сидя где-то вверху, внизу массовка поёт и танцует, и всё это смотрится впечатляюще! Песня "Я больше не буду" запала в душу прямо с первых аккордов. Прекрасный дуэт сына и матери - Дмитрия Якубовича-Тиля и Юлии Шпилевской-Сооткин - гармоничен и прекрасен в каждой сцене, даже несмотря на то, что Дмитрий Якубович опять чудно выкрутился в третьем куплете (хотя звучавшие до этого "Куплеты Тиля" прошли без эксцессов). Но слова словами... а что он творит на сцене... это не человек, это клубок энергии, за ним не успеваешь следить и это поражает! Тут же шутовской мотив сменяется нежностью, когда на сцене появляется Неле... Кстати говоря, из всех женских костюмов, именно наряд Неле мне больше всего понравился.
Дальше "Дорожная песня Тиля"... тут уже Дмитрий Якубович на пару с Александром Осипцом продолжает поражать энергией.
Одна из любимейших сцен - это разговор Тиля с появившейся блондинкой Беткен и далее иммитация драки с Ламме, смешно до слёз! Не менее любима последующая сцена с королём Филиппом, хотя монолог короля в конце этой сцены оставляет желать лучшего. Любимы все сцены с участием Ризенкрафта и герцога Оранского. Также хороша сцена с брюнеткой Анной. Необыкновенно гармонично смотрится встреча двух друзей: бригадира гёзов и Тиля. В борделе в интонации Дмитрия Якубовича где-то промелькнули нотки Хамелеона из "Голубого щенка", но по итогу это сгладилось.
Финальная сцена. Встреча Рыбника и Тиля. Трагично. Жестоко. Страшно. Думаю, вряд ли Рыбник выжил в последующей потасовке да и за Тиля, думаю, мстили нещадно. А Тиль... жив, он вечен!
Подводя итог, могу сказать, что новый образ, созданный Дмитрием Якубовичем, потеснил в моём сознании любимого Теодоро. Слишком сильное впечатление произвёл на меня рок-мюзикл "Страсти по Тилю", который, кстати сказать, ношу в сознании с самого дня прогона. Здесь есть, над чем поразмышлять и о чём задуматься. Так что, спасибо Анастасии Гриненко, Дмитрию Якубовичу и "Территории мюзикла" за ещё один замечательный спектакль, который хочется пересматривать!