Мой театральный путь. Как это было
Театр... Наверное, любовь к театру, как и к книгам, прививается с детства. У меня, по крайней мере, было именно так. Я всегда с удовольствием соглашалась сходить в театр. В любой. Потом эта традиция как-то "померкла". В моё время в школе, наверное, не стоял так остро вопрос о том, что детей нужно водить по подобным мероприятиям (в отличие от того времени, когда я уже сама была учительницей в школе и мне выпало "счастье" заиметь классное руководство), но я точно помню, как мы в классе 9-м ходили на "Сильву" в Музыкальный театр. Мне очень понравилось.
читать дальшеПосле этого я взяла инициативу в свои руки и время от времени заезжала в театральную кассу на пр. Независимости, чтобы купить парочку билетов. Моим первым фаворитом стал Государственный академический русский драматический театр им. М. Горького, изредка "разбавляемый" походами в Нацыянальны акадэмичны тэатр им. Янки Купалы, который и стал однажды причиной появления в моей жизни другого фаворита - Рэспубликанскага тэатра беларускай драматургии "Вольная сцэна". Так получилось, что я хотела взять билеты именно в театр Я. Купалы, а взяла в Театр бел. драматургии. Мало того, в день спектакля мне страшно не повезло: моя подруга меня подвела и за полчаса до выхода я совершенно случайно узнала, что идти в театр мне не с кем. В конце концов, я пошла туда со старшим братом, который впоследствии с преогромным удовольствием ходил со мной именно в этот театр, чтобы послушать родную речь, по которой соскучился изрядно после окончания института. Было всё это в районе плюс-минус 2000-х годов, когда я уже училась в колледже и у меня появилась стипендия, которую я с преогромным удовольствием тратила именно на билеты в театр (вот такая вот "вредная" привычка у меня сохранилась до сих пор). В том же 2000-м году, 17 декабря, я попала в оперу. Выбрала я не что-нибудь, а "Кармэн", да на французском, из которого на тот момент, кроме "C'est la vie" да "A la guerre comme a la guerre", я ничего и не знала. В общем, поход мой закончился полным провалом. Кажется, в фильме "Красотка" устами своего героя Ричард Гир говорит, что первый раз в оперу является решающим: либо ты её полюбишь навсегда, либо не примешь сердцем никогда. Со мной случилось второе. На опере я поставила крест раз и навсегда. Пару раз я тогда ещё сходила в Национальный академический театр оперы и балета на балет, видела "Корсара", впечатлилась "Лебединым озером", но он не стал моим любимым видом театрального искусства.
В русском театре в те годы я с удовольствием пересмотрела весь репертуар и на некоторые спектакли даже сходила повторно. Почему? Моим любимым артистом навсегда стал Сергей Чекерес. Я расстраивалась слегка, когда его не находила в программке, но это было не столь критично. Театр мне всё равно нравился. Потом, когда на смену ему пришёл театр бел. драматургии, у меня появился ещё один любимый артист - Игорь Сигов. Ждала именно его появления в каждой новой пьесе. Самой любимой стала "Адэль", по сей день идущая в театре. Недавно узнав об этом, захотела сходить снова и вспомнить то самое такое далёкое время. Репертуар этого театра именно Игорь и заставил меня пересмотреть. Потом мой брат женился и наши походы в этот театр закончились. А я плавно переключилась на Государственный театр музыкальной комедии, как он тогда назывался. Ещё в далёком 1998 году я ходила на спектакль "Целуй меня, Кэт!", который по сей день люблю безмерно. Потом была "Весёлая вдова"... а после в 2001 году, 15 июля, я взяла билеты на "Принцессу цирка". Как сейчас помню, в тот день "Принцессу цирка" увидеть нам не удалось, её по каким-то причинам заменили на "Ночь в Венеции". Лично мне, как человеку не видевшему ни того, ни другого, было всё равно, что смотреть. И вот тут случилось чудо, влюбившее меня в театр навсегда: в роли Карамелло был Антон Заянчковский, который играл и в "Весёлой вдове", правда, на это я тогда, возможно, и не обратила никакого внимания, а в роли Папакоды был не кто иной как Дмитрий Якубович! По сей день помню, как пугалась почти от каждого его удара по этой жестянке, подвешенной над сценой. В общем эта пара - А. Заянчковский + Д. Якубович - мне в очень скором времени приглянулась. Но тот достопамятный вечер я помню до сих пор: трудно забыть, как шедеврально Дмитрий "полоскал" свои "макароны" из поролона в оркестровой яме... Его партнёршей тогда была А. Баранова, одна из моих любимых артисток, которая очень гармонично сочеталась с ним, на мой взгляд. В общем, с того вечера я влюбилась в театр окончательно и бесповоротно. К тому же, мне понравился живой оркестр и я опять сменила фаворита. Разумеется, я ждала Дмитрия Якубовича снова и снова, но как назло мне не везло: прежде, чем я снова увидела его, прошло немногим больше, чем полгода, за это время в театре у меня появились и другие любимые артисты: А. Ранцанц, З. Вержбицкая, Г. Козлов, упомянутый выше А. Заянчковский, Э. Мартынюк (частенько дублёр Д. Якубовича), И. Терентьева, так что каждый спектакль был праздником. Я даже сходила на "Жизель" и "Дона Кихота", став доверять театру безоговорочно и слепо. Символично вполне, что моя вторая "встреча" с Д. Якубовичем состоялась 9 января 2002 года именно на пьесе "Принцесса цирка"! Дальше стало везти гораздо больше: на сцене я видела Д. Якубовича всё чаще и чаще и всё больше и больше влюблялась в его талант... Рауль де Сен-Бриош в "Весёлой вдове", Билли-Люченцо в "Целуй меня, Кэт!", Антонио в "Доротее"... Одно время его дублёром был В. Шабуня и нам на него просто несказанно "везло", а играл он - пусть простят меня его поклонники - просто из ряда вон плохо. И это было большим расстройством, так как шли в надежде увидеть Д. Якубовича, а получали полное отсутствие всякого присутствия. Обидно ведь! Потом был Стефан Корда из "Марицы", Оттокар в "Цыганском бароне"...
Как раз в то время в далёком 2004 году, когда я уже работала, а значит, денег на театр у меня стало побольше и я позволяла себе это удовольствие по 1-2 раза в месяц, в какой-то газете написали про детский спектакль "Айболит - 2002", особенно зацепило то, что Бармалея играл не кто иной, как Д. Якубович. Скажу честно, моих две самых нелюбимых сказки с детства были "Айболит" и "Буратино". Не буду вдаваться в подробности своих предпочтений, скажу только, что после прочтения статьи (цитирую: "Дмитрий Якубович, не будучи профессиональным балетмейстером, использовал своеобразную ритмику, наполнил хореографические композиции поистине взрывной энергией. <...>. А "противный и дефектный" Бармалей в исполнении Дмитрия Якубовича привлекал своей колоритностью") было принято решение сходить на спектакль. Сходила. Не пожалела. Потом, когда я пересмотрела весь репертуар театра, спектакли стали специально выбираться с той целью, чтобы увидеть именно Дмитрия. Но тут пришла новая "беда" по имени В. Циркунович и опять стало несказанно "везти" именно на него. Вообще я была убита наповал: в моей голове не укладывалось (и не укладывается до сих пор) совсем, КАК можно было ставить в дублёры Дмитрию Якубовичу такого артиста. Может, всё дело в голосах? Я всегда смеялась по поводу громогласности Циркуновича: "Ему микрофон не нужен, его и так слышно далеко за пределами театра". Романтические образы, созданные Дмитрием Якубовичем, теряли всякий шарм в моих глазах в исполнении Циркуновича. Ну, не романтический он герой, хоть убейте! Поняв, что теперь "поймать" Дмитрия Якубовича будет ещё сложнее, я стала пытаться вычислить те спектакли, где дублёров у него нет. Дело оказалось весьма сложным. Наполеон Сен-Клош из "Баядеры", граф Бони Кончиану из "Королевы Чардаша" (она же "Сильва")... Про между прочим сходила на очередной детский спектакль - "Бременские музыканты". ОЧЕНЬ понравилось. Но это был первый и единственный раз, когда я была на этом спектакле. Сейчас хочется сводить на него племянницу. Следующим детским спектаклем стал "Буратино.by". Дмитрий Якубович в роли кота Базилио заново покорил моё сердце, смотрела на его танцы, не отрываясь. Что это было за зрелище!
А потом пришёл 2007 год, театральный сезон 2007-2008гг. Все любимые актёры как-то резко исчезли со сцены. Более того, я перестала вообще встречать Дмитрия Якубовича! Не выдержав однажды, не имея больше сил сдерживать гнетущий меня вопрос, я спросила у продавщицы билетов Галины Шакай в кассе театра, которая уже стала меня узнавать (и узнаёт по сей день, хотя в кассе театра уже не работает), так как я была весьма частым гостем: "А что случилось с Якубовичем?" и получила САМЫЙ удручающий ответ: "Он уехал в Россию". Как? Почему? Навсегда???!!!! Это была катастрофа для меня. Но я по привычке продолжала ходить в театр, по крайней мере, надеясь найти утешение, видя там Антона Заянчковского, который теперь играл то с Циркуновичем, то с Ермаковым, что ещё меньше доставляло мне радости от просмотра некогда любимых спектаклей... Прежней эйфории не было. Помню, как-то были в театре гастроли Иркутского музыкального театра им. Н. М. Загурского и я открыла для себя В. Яковлева. "Опять этот Тузик!" до сих пор вертится в голове, ассоциируясь именно с упоминанием его! Потом была "Икра-то оказывается с нею!", "Киса", а потом уже гробовщик...
Но начался новый театральный сезон и в очередном спектакле "Дон Жуан в Севилье" промелькнул Д. Якубович!!! А в моей любимейшей "Доротее", хоть и присутствовал Циркунович, но дублировал он Заянчковского, что, конечно, огорчало, но всё-таки роль Антонио по-прежнему играл Якубович! Ура!!! Моя душа успокоилась. Начали исчезать одни любимые спектакли, стали появляться другие... Я снова стала "вычислять" Якубовича, ошибалась не раз, но, тем не менее, нередко мои старания были вознаграждены: на сцене был Он!!! Мне даже однажды приснился разговор с Дмитрием Якубовичем, которому я пожаловалась на то, что частенько промахиваюсь со спектаклями, а хотелось бы видеть его почаще, на что от него последовало заверение, что он сам мне будет сообщать, в каком спектакле и когда я смогу его увидеть. Позже, когда я не встречала его очередной раз в спектакле, я смеялась: "Опять не предупредил, что его не будет!" (:
Я всегда ходила на все премьеры театра, но, если в спектакле не было Якубовича, если в нём его и не могло быть, это был спектакль на один раз. То, что я пересмотрела несколько раз не благодаря ему, можно пересчитать по пальцам: "Севастопольский вальс" (5 раз) - я обожала пару И. Терентьева + А. Заянчковский, - "Дон Жуан в Севилье" (6 раз) - дуэт А. Заянчковский + М. Александрович, наверное, благодаря именно этому спектаклю, стал для меня очень желанным - и "Летучая мышь" (6 раз), которая нравилась исключительно сюжетом. Все рекорды из-за Якубовича побила "Доротея" - 8 раз, но из них 3 раза оказались "мимо" и последний раз у меня было такое жуткое разочарование от спектакля - ещё бы, ведь главные роли играли Е. Ермаков и В. Циркунович (гремучая смесь, я вам скажу), - что было принято решение сменить "заезженный" спектакль.
"Стакан воды" - ещё один из моих любимых спектаклей с замечательным сюжетом, но этот меня постоянно расстраивал отсутствием Д. Якубовича и присутствием В. Циркуновича, хотя последний как раз в данном случае не так сильно раздражал (да! пусть простят меня его поклонники, коих у него немало, но меня он впечатляет крайне редко). Никогда не забуду САМОГО сильного разочарования в своей театральной жизни: пришла в театр, купила, как всегда, программку, заглянула в неё, обрадовалась, что роль Мешема будет наконец-то играть Дмитрий Якубович... Погас свет. Открылся занавес. Если кто смотрел спектакль, то прекрасно помнит, что вначале Мешем стоит спиной к зрителю в глубине сцены. Смотрю на Мешема и чуть не плачу: это Циркунович!!! Так жестоко мне ещё никогда не приходилось обманываться!
К этому времени моя любовь к творчеству Д. Якубовича достигла той ступени, когда, увидев его хотя бы раз в любой роли, перестаёшь воспринимать в этой роли его дублёров. Для меня большинство спектаклей имеют два периода: 1. ДО того, как я увидела в них Дмитрия Якубовича и соответственно 2. ПОСЛЕ того, как я увидела в них Дмитрия Якубовича. Этот переломный момент и несёт опасность. Не дай бог попасть на спектакль в период "ПОСЛЕ" и не увидеть там Дмитрия Якубовича, вечер не удался. Так было у меня с "Голубой камеей". В первый раз я попала, вероятно, на премьеру или где-то рядом, это был праздник души: ярко, насыщенно, красиво... Граф Орлов - Дмитрий Максимович. Понравилось. Во второй раз я долго-долго строила догадки, но всё-таки мне посчастливилось увидеть любимого Артиста. В третий раз я снова увидела Д. Максимовича и... расстроилась: спектакль потерял весь шарм, увы! Единственные дублёры Д. Якубовича, которые всегда воспринимались мной адекватно, были Денис Мальцевич и Александр Гелах, но один "удрал" в оперу за Эдуардом Мартынюком, а другой попадался несказанно редко. И с Д. Якубовичем с некоторых пор опять стали происходить "промашки", складывалось впечатление, что он редкий гость в Музыкальном театре и "пропадает" где-то ещё... В полном неведении я продолжала ходить в уже не столь любимый театр, потому что того, кого я любила и хотела видеть, я встречала там всё реже и реже - ну, не везло!
Я не большой любитель всякого рода "общественных" собраний в интернете: соц. сети, форумы... по сей день считаю, что я для них не создана, посему своё мнение чаще предпочитаю держать при себе. Ещё когда я осмелилась высказываться на форуме театра и через какое-то время заметила падение активности, меня озадачил ответ одной форумчанки: все пропадают в соц. сетях. Тогда я даже не догадывалась, что группы в соц. сетях - такое популярное явление и просто ушла с форума (когда дискуссии нет, становится скучно).
Шёл 2015 год. С утра, как обычно, собиралась на работу. Шёл телевизор. Обычная утренняя программа по 1-му белорусскому каналу "Добрай раніцы, Беларусь!" Но... гостями программы - о, чудо! - были Д. Якубович и А. Гриненко!!! Мне страшно не хотелось идти на работу, но... В общем, звёздная пара подсказала, что в скором времени ИХ театр собирается представить на суд зрителя очередной концерт - "Формула любви" (кажется, это уже не первый раз было). Конечно, решение было немедленно принято... и я в первый раз купила билеты через интернет (так было быстрее всего).
18 февраля я сидела в первом ряду и пыталась увидеть хоть что-то, так как большую часть сцены закрывала аппаратура, находящаяся у её края. И тем не менее, я всё-таки осталась довольна. А когда в конце весь актёрский состав концерта уселся на краю сцены, а потом спрыгнул вниз и Дмитрий Якубович стоял от меня на расстоянии вытянутой руки... я думала, моё сердце выпрыгнет из груди! Можете смеяться, но лично для меня любимые артисты - это, правда, не люди, это боги, как написал не так давно Музыкальный театр в своей группе. А такие, как Дмитрий Якубович, вообще редкость, особенно в наше время.
В общем, 30 марта я уже посетила "Сватовство гусара", а "Собаку на сене" подарила себе в свой день рождения. Вообще для меня не такая уж редкость проводить свой день рождения за пределами дома, это был третий подобный случай. Первый раз я такое организовала, ещё учась в колледже. Причём совершенно случайно, я просто купила билеты на спектакль, на который хотела сходить с подругой. Мы пошли на "Гамлета" в Русский театр, Гамлета же играл Сергей Чекерес, чем не подарок? Второй раз подобный "подвиг" свершился в 2011 году, когда именно в мой день рождения осуществилась моя мечта - я пошла на концерт своего любимого российского певца Д. Маликова. И вот в третий раз - "Собака на сене". Один из лучших подарков в моей жизни. Разве не счастье, получить в день рождения то, что любишь больше всего? Знаете, есть такие услуги - известные артисты могут поздравить вас с днём рождения за ваши деньги. Забавно, но никогда не хотела этого. Лучше просто сидеть спокойно на своём месте среди других людей и чувствовать... будто Он выступает сегодня для тебя (ибо таким образом ты доставляешь меньше всего проблем другим)...
В общем, случилось приятное совпадение. Мне не хотелось откладывать просмотр долгожданного спектакля ещё на месяц. После этого спектакля я очень долго ходила под впечатлением. Вообще хочу сказать, что мужской дуэт - Д. Якубович + А. Осипец - это нечто неповторимое. Если с девушками попроще... почему-то уверена, что с Якубовичем им играть на сцене необыкновенно комфортно, поэтому слаженным будет любой дуэт, хотя в случае с Е. Муратовой в "Голубой камее" я бы сказала, что выходит как-то не очень. Благодарю Провидение, что увидеть Дорофееву мне не удалось, но И. Казакевич, которая когда-то никак не вписывалась в мои представления удачной партнёрши для Д. Якубовича, однажды стала-таки любима мной и после просмотра очередной "Голубой камеи" я даже отдала ей свой голос в голосовании за приз зрительских симпатий. Е. Муратова в "Голубой камее" переигрывает, смотришь и не веришь! У И. Казакевич такого нет. Может, опыт сказывается? Не знаю... Только с тоской замечаю, что в последнее время Илоны в "Голубой камее" нет. Что ж, ради удовольствия видеть Д. Якубовича готова потерпеть кого угодно.
7 июня я увидела "12 стульев", только в этот раз сидела в третьем ярусе: высоко сижу - далеко гляжу (плоховато вижу ). Конечно, понравилось. Тем более, снова этот мой любимый дуэт - Якубович + Осипец! Между прочим, когда я увидела Д. Якубовича в роли Волшебника в мюзикле "Обыкновенное чудо", на который пришла во второй раз, я просто не верила своим глазам. В первый раз посчастливилось увидеть А. Заянчковского, всё хорошо, но и его Якубович "побеждает", причём легко!
Как-то в далёком 2010-м году, сидя в ожидании спектакля, услышала разговор соседок, мол, после ухода Исаева в Музыкальном театре и смотреть-то не на кого. К слову сказать, А. Исаев лично мне не нравился никогда. Объясню. Для меня, как ни странно, Артист не отделим от Человека, да-да, при всём том, что Артист для меня бог, бог сцены, человек, который делает мою жизнь приятнее, красочнее, разнообразнее, он тоже человек. Т.е. если мне не нравится Человек, которого я вижу со сцены (не роль! нет! а именно человек - то, как он играет, то, как взаимодействует с коллегами по сцене, как "благодарит" зрителя в конце и прочее-прочее... что происходит на виду, на сцене и за её пределами), то, увы, и артист мне не доставит удовольствия. Так вот, что до А. Исаева, мне никогда не нравилась его манера смотреть на всех сверху вниз, я уж молчу про поклоны в конце... Недавно попались на глаза его слова: "Мне кажется, я исчерпал себя как артист процентов на 80. Новых граней таланта уже не открыть. Ну, исполню я еще одну роль. И что? Это буду снова я". Лично моё мнение, что ВСЕ его герои были одинаковы. Всегда с одним и тем же видом, жестами и надменностью. Это как в фильмах есть актёры, которые всегда играют самих себя, вот это, на мой взгляд, тот же случай. А когда я узнала, какое влияние сей человек оказал на судьбу моих любимых артистов, в том числе Дмитрия Якубовича, реанимировать его в моих глазах уже было невозможно. Так я о чём? Для меня уход Исаева не был болезненным, к нему я была равнодушна.
Как бы я ни старалась полюбить или, по крайней мере, спокойно воспринимать других артистов, я неминуемо делю их на три категории: 1. любимые; 2. норма; 3. нелюбимые. Последняя категория в сочетании с первой воспринимаются спокойно, но если первой нет... тогда ой! Так я о чём? Я спокойно переживу уход тысячи артистов из 2 и 3-й категории, если в театре остаются артисты первой категории и в первую очередь Дмитрий Якубович...
Д. Якубович, которого почти 15 лет люблю, для меня навсегда стал САМЫМ-САМЫМ и ЕДИНСТВЕННЫМ! Других таких нет.